Увеличить площадь орошаемых земель.

Когда мы договаривались о встрече с генеральным директором ГУП «Республиканские оросительные системы» Иваном Ботей, он прямо сказал по телефону, что год нынешний не то, что прошлый. «Учитывая сложившиеся погодные условия, нет той нагрузки, что была в 2020 году», – прозвучало в телефонной трубке. Конечно же, согласился я, ибо в прошлом году действительно осадков мы практически не видели. Зато в этом небеса разверзлись, перевыполняя план по естественному поливу. Но год на год не приходится, и в 2020-м всем нам в очередной раз пришлось воочию убедиться, что Приднестровье находится в зоне рискованного земледелия.

В прошлом году, как подчеркнул Иван Ботя, пришлось прибегнуть и к такой периодически забываемой операции, как влагозарядка. Мой собеседник пояснил: «Например, готовятся сельхозпредприятия к посеву зерновых, но на метровом слое почвы нет влаги. Там одна пыль. Семена в неё бросать нет никакого смысла».

Иван Алексеевич в мелиоративном комплексе работает с 1982 года, когда после окончания вуза пришёл инженером на головную насосную станцию в селе Ташлык Григориопольского района. Так что ему есть с чем сравнивать. На его глазах прошёл пик развития оросительных систем, развал и нынешнее возрождение. За самоотверженную преданность делу в прошлом году он был удостоен почётного звания «Человек года».

Что касается сравнения с разрухой 90-х, то, как отметил Иван Алексеевич, в ту пору по всей республике поливом были охвачены примерно одна-две тысячи гектаров земли. В 2020-м – уже восемнадцать с половиной, а в нынешнем – двадцать тысяч. До конца года могут быть и все двадцать четыре. Здесь особо стоит подчеркнуть, что только в прошлом году площадь поливных земель моментально увеличилась в два раза. Да, год был чрезвычайно засушливым, и уповавшие доселе на волю матушки-природы аграрии стали в срочном порядке закупать дождевальные установки, проводить по своим сельхозугодиям системы капельного орошения, а перед этим заключать договоры с мелиораторами. Решив не испытывать судьбу, в 2021-м соглашения с ГУП «Республиканские оросительные системы» заключил 121 землепользователь. С 51 до 65 выросло за год количество насосных станций. На сельхозугодия в 2020-м было подано более 49 миллионов кубометров воды, а это более половины того, что вмещает Кучурганское водохранилище. Объём аккумулируемой в нём воды составляет 78 миллионов кубов.

Недавно беседуя с журналистами по окончании первой сессии седьмого созыва Верховного Совета, его председатель Александр Коршунов среди принятых парламентом законопроектов отдельно остановился на государственной целевой программе (ГЦП) восстановления мелиоративного комплекса. Рассчитана она на пять лет. За это время планируется увеличить площадь орошаемых земель до 32 тысяч гектаров.

В этом году, согласно ГЦП, мелиораторы планируют освоить 11 миллионов 108 тысяч рублей. Из этой суммы два миллиона пойдёт на приобретение нового оборудования. Прежнее в значительной части и морально устарело, и «измочалено» до невозможности восстановления. Остальные средства запланированы на ремонтные работы, в том числе и на замену коммуникаций. Например, уже проводят замену водопровода, идущего от головной насосной станции (ГНС) в Чобручах. По словам Ивана Боти, в планах – укладка новых труб на протяжении шести километров взамен отживших своё. На родной для Ивана Алексеевича ГНС в Ташлыке меняют запорную арматуру (оборудование для перекрытия доступа воды) и электродвигатели насосов. Кстати, как подчеркнул гендиректор ГУП, у мелиораторов сложились хорошие партнёрские связи с тираспольским заводом «Электромаш». Он ремонтирует «движки», поставляет новые, помогает в монтаже оборудования. Помогают мелиораторам и приднестровские речники. Земснаряды и землечерпалки Бендерского речного порта уже второй год кряду занимаются очисткой от ила и прочих наносов водозаборы.

Посещая предприятия различных отраслей, приходится слышать об одной и той же проблеме – кадровом голоде. По словам Ивана Алексеевича, на сегодняшний день укомплектованность специалистами составляет 85%. К слову, это не так уж и плохо по сравнению со многими другими сферами. Но это по цифрам. А ведь коллектив здесь возрастной. Для улучшения ситуации подняли на 12% зарплаты. Планируется ещё повышение. Налажено обучение по системе «учебное заведение – предприятие» (дуальное, или практикориентированное, образование), когда теория закрепляется на самом предприятии. Инженерные кадры готовят в ИТИ (инженерно-технический институт) Приднестровского госуниверситета. Средний и младший персонал обучают в Дубоссарском индустриальном техникуме. Мелиораторы нужны везде, а за рубежом зарплаты куда больше. «Обучали, готовили, а они потом говорят нам: «До свидания!» – посетовал «генеральный». Он высказался за то, чтобы и в отношении мелиоративного комплекса работал трёхсторонний договор (студент – учебное заведение – орган госвласти). О нём, недавно применённом к силовикам и медикам, говорил Президент Вадим Красносельский на встрече с первыми приднестровскими депутатами. Система очень проста: учебное заведение обязано подготовить специалиста, соответствующее министерство (ведомство) – подыскать ему подобающую работу, а выпускник – отработать там положенное время.

Следует отметить и такой фактор, как помощь со стороны государства в развитии мелиоративного комплекса. Речь идёт не только об упоминавшейся выше пятилетней государственной целевой программе. Уже на протяжении достаточно длительного времени тариф на воду у нас не меняется. Один кубический метр по-прежнему стоит для сельхозпроизводителей 70 копеек. По словам Ивана Боти, это половина от себестоимости, вторая покрывается из госказны.

Источник: Приднестровье