До чего же красивы осенние уголки родного Приднестровья! И совсем не потому, что всяк кулик своё болото хвалит, и не для красного словца, а оттого, что сердце замирает, глядя из окна редакционной машины на сельский пейзаж, открывающийся вдруг за очередным поворотом. Один из них – село Шипка Григориопольского района, которое уже в следующем году будет отмечать 235-летие.

В заранее условленном месте нас уже ждала и приветливо встретила глава сельской администрации Ирина Гушан, человек увлечённый, интересующийся, творческий, а главное – влюблённый в свой край. Она любезно согласилась провести небольшую экскурсию по Шипке, чему мы были только рады.

На вопрос о том, какие народности проживают в этой местности, Ирина Владимировна ответила, что село многонациональное: среди более чем тысячи пятисот его жителей есть русские, украинцы, гагаузы…

Документальное упоминание о Шипке датировано 1790 годом. Первыми поселенцами стали казаки, выходцы из Запорожья и Винницы, бежавшие на земли, где их не мог «достать» указ о наказании – казни через повешение (по-украински виселица – шибениця, и отсюда как производное Шибка). Вот и появились здесь семьи Величко, Халюк, Ткаченко, Симаченко, Осадчук. К слову, последняя – девичья фамилия Ирины Владимировны: прапрадед Павел Осадчук был солдатом в войске полководца Александра Суворова. На этих землях оседали и солдаты, которых императрица Екатерина II награждала десятинами за военную службу – за 25 лет 25 десятин земли на служивого. Так в селе появились Карповы, Орловы, Ивановы, Васильевы… Узнавали о пустующих землях и крепостные далеко за Днестром, тоже искали свободы, переселяясь и обживаясь здесь. Есть в селе и турецкие фамилии – Мирза, Паша, Гушан…

Долгое время называлось село Шибкой, через «б», однако в 1973 году, в соответствии с решением Президиума Верховного Совета МССР, «посчитали целесообразным внести уточнение в наименование населённого пункта и переименовать село Шибка на Шипка Григориопольского района», о чём в музее истории села, что при средней школе, хранится архивная выписка.

В 1820 году в долине, там, где, собственно, и начинается село, была построена церквушка с камышовой крышей. Через время из-за ветхости её снесли, и в начале XX века (1904 год) всем селом выстроили большую величественную церковь с высокой колокольней: церковный звон был слышен аж в Ташлыке! Кстати, именно из Ташлыка и возили в очередь, каждый двор в свой день, камень для строительства. Кладка – на яичных белках с добавлением извести и овечьей шерсти. Рядом, при храме, открыли церковно-приходскую школу. Когда в советские послевоенные уже годы церковь, взорвав, частично разрушили, а колокола сняли и куда-то увезли, иконы жители Шипки разобрали по домам и сохранили. Сегодня в селе действующий приход Казанской иконы Божией Матери, а престольный праздник прихожане отмечают 4 ноября.

Немецко-фашистские захватчики пришли в село в 41-м; весь период оккупации правление было румынским. Прокофий Емельянович Бузук, и сегодня проживающий в Шипке, помнит, что перед самой оккупацией сельчане были эвакуированы в Комаровку, что через горку (теперь украинское село в четырёх километрах от Шипки). Оттуда, со стороны Комаровки, и пришло освобождение 11 апреля 1944 года.

До сих пор в селе сохранилось довоенное двухэтажное здание бывшей школы, в котором когда-то фашисты устроили конюшню. Сегодня школьники учатся в другом, возведённом в 1973 году. В школе 124 ученика, а старшеклассников (10-11-е классы) каждый день автобусом возят на учёбу в Григориополь.

Вот уже полвека действует школьный музей Боевой Славы (1974). Историк Надежда Медведовская занималась собиранием экспозиции долгие годы: поисковый школьный отряд находил родственников погибших и захороненных в селе, вёл с ними переписку, приглашал посетить Шипку 9 мая и 11 апреля. Письма с фронта, наградные листы, солдатские каски, обмундирование и множество других экспонатов времён Великой Отечественной хранится сегодня здесь. С 2009-го здесь появился краеведческий музей, где каждый экспонат воссоздаёт колоритные картины быта шипчан.

Есть в селе и Дом культуры. Во время проведения праздников он всегда полон. При нём работают библиотека и филиал художественной школы. Здание красивое, но вот беда – протекает крыша. Сельчане очень надеются, что в ближайшее время необходимые для ремонта средства найдутся.

Насладившись красотой здешних мест и уже собираясь в обратный путь, мы решили подъехать к Качуринским ставкам – трём небольшим озёрам. И на берегу одного из них увидели за работой кружок экологов. На наш вопрос, знают ли его участники историю своего села, шестиклассники хором ответили: «Да!».

Источник: https://pridnestrovie-daily.net/ugolok-nashej-rodiny-miloj/